Турист Светлана (svetlaka)
Светлана
была 10 декабря 2023 0:02

La Biennale di Venezia 2015

3

Биенна́ле (лат. bis — дважды + annuus — год) — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.

Самая известная, престижная и старейшая биеннале — Венецианская, — существует с 1895 г.

Венецианская биеннале 2015 официально числится 56-й, хотя существует она гораздо дольше.

120 лет назад — 30 апреля 1895 г. король Умберто I открыл первую выставку, на которой побывало свыше 200 тыс. зрителей. В первые же годы здесь выставлялись Климт, Ренуар, Пикассо.

К 1914 г. в парке Giardino уже были построены 7 постоянных национальных павильонов, в т. ч. и павильон России.

Основы грандиозного размаха Венецианской биеннале были заложены в пору правления Муссолини — именно в 1930-е гг. к традиционным выставкам живописи и скульптуры добавились форумы музыки (1930 г.), театра (1934 г.) и кино (1932 г.).

Один из самых престижных в мире Венецианский кинофестиваль с его ежегодными «Золотыми львами» — тоже часть биеннале; такими же Львами награждаются победители всех других его подразделений.

Биеннале 1964 г. назовут «Переломной биеннале» (Biennale di Rottura) — с этого времени в Венеции будут показывать не только изящные искусства — живопись, скульптуру, графику, — но и фотографию, видео, объекты и инсталляции.
В 1980 г. в рамках Биеннале состоялась первая Международная выставка архитектуры, которая на сегодняшний день является самой авторитетной архитектурной выставкой в мире.

В 1999 г. на Венецианской Биеннале дебютировала Международная выставка танца.

Сегодня под эгидой биеннале существует уже 7 международных фестивалей: современной музыки, театра, кино, архитектуры, танца и детский фестиваль-карнавал.

La Biennale di Venezia 2015

Каждой стране-участнику представляется павильон.

«Ветераны» Биеннале давно уже построили собственные экспозиционные помещения в Giardino; страны же, присоединившиеся к участию в биеннале позже, довольствуются помещениями, предоставленными венецианскими властями: кому-то достаются залы старинного дворца на Большом канале, кому-то — более скромные помещения.

La Biennale di Venezia 2015

В течение ХХ в. на Венецианской Биеннале получили свои национальные павильоны 29 стран. Затем организаторами было принято решение приостановить строительство на территории Giardini. На сегодняшний день собственными павильонами располагают Россия, США, Япония, Италия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Германия и другие ведущие страны.

Русский павильон (Giardini)

Русский павильон на Венецианской биеннале начинался с успехов экспозиции Сергея Дягилева в 1907 г. и посещения Италии Императором Николаем II в. 1909 г. Следствием на возросший интерес к русскому искусству стало строительство специального здания — первого и единственного постоянного экспозиционного пространства России за рубежом.
Разработку проекта павильона Академия Художеств доверила выдающемуся архитектору того времени Алексею Щусеву. Строить павильон в Венеции он предложил в популярном в Европе нач. XX в. «русском стиле», заимствовав мотивы из своего более раннего проекта здания Казанского вокзала в Москве. Щусев предложил два проекта павильона — в русском и неоклассическом стилях. Великая княгиня Мария Павловна, президент Императорской Академии художеств, утвердила вариант в русском стиле. Павильон предстал изящной комбинацией «русского стиля» с элементами венецианской архитектуры. Архитектор продумал проект до мельчайших деталей, создав для него и эскизы мебели.
На церемонии открытия 29 апреля 1914 г. присутствовала Великая княгиня Мария Павловна; событие стало одним из важнейших и самых торжественных в истории Венецианской биеннале.
Русский павильон дважды удостаивался специальной премии Архитектурной биеннале — в 2012 и 2014 гг.

La Biennale di Venezia 2015
Русский павильон (Giardini)

La Biennale di Venezia 2015
Русский павильон (Giardini)

СССР принимал участие в Венецианской биеннале до нач. 30-х гг., в послевоенные годы возобновил участие только в 1956 г. В 1922 г., 1938—1954 гг. и 1978—1980 гг. (советские власти бойкотировали биеннале) павильон был закрыт. В 1926 г. и 1936 г. в Русском павильоне проходили выставки итальянского футуризма.
Несколько фактов из истории строительства Русского павильона:
— Первый эскиз павильона России был сделан итальянским архитектором Даниэлем Донги в 1909 г. Императорская Академия художеств его проект отвергла;
— Павильон построен на пожертвование Б. И. Ханенко, русского промышленника и мецената, почетного члена Императорской Академии художеств;
— По первоначальному проекту Щусева павильон был зеленого цвета;
— Щусев так и не получил оплату за работу над проектом павильона.

Для каждой выставки назначается специальный художественный руководитель (куратор) — известный критик, специалист в области современного искусства, который задает специальную тему для Биеннале и выстраивает концепцию всего мероприятия.

Девиз 56-й Венецианской биеннале «All the World’s Futures» («Все судьбы мира» или «Всё будущее мира»).

La Biennale di Venezia 2015

Когда-то биеннале скромно размещалась в специально отведенном ей Giardino — живописном парке в юго-восточной части Венеции. Потом естественным образом разрослась и захватила Arsenale — примыкающий к Giardino район бывших оружейных складов, портовых доков и широких — в отличие от узких каналов центра — водных пространств.

Теперь появился еще и Arsenale Nuovissimo постепенно осваиваемые все новые и новые складские индустриальные помещения на задворках основного выставочного пространства. Но, как это нередко бывает, именно там, на задворках, и оказывается самое интересное.
Примером может быть Doug Fishbones Leisure Land Golf на острове Сан Пьетро:

La Biennale di Venezia 2015
Doug Fishbone's Leisure Land Golf на о. Сан Пьетро

У каждого в Венеции свой маршрут, свой «план перемещения» … Увиденные мной арт-объекты биеннале 2015 как-то плавно (иной раз даже не совсем запланировано) «вписывались» в мой основной маршрут прогулки по городу, по еще нехоженым и невиденным ранее достопримечательностям Города на Воде …

Некоторые арт-проекты в рамках биеннале расположены в церквях, например

Emily Young «Chiamata e risposta» — Chiesa della Madonna dell’Orto

La Biennale di Venezia 2015
Chiesa della Madonna dell'Orto

В клуатрах церкви Мадонна дель Орто знаменитая английская художница Эмили Янг представила свои новейшие произведения.

La Biennale di Venezia 2015
Emily Young "Chiamata e risposta" (Chiesa della Madonna dell'Orto)

La Biennale di Venezia 2015
Emily Young "Chiamata e risposta" (Chiesa della Madonna dell'Orto)

La Biennale di Venezia 2015
Emily Young "Chiamata e risposta" (Chiesa della Madonna dell'Orto)

В работах скульптора из необработанного камня вдруг неожиданно проявляется человеческий лик … лица в ее работах — застывшие и величественные …

La Biennale di Venezia 2015
Emily Young "Chiamata e risposta" (Chiesa della Madonna dell'Orto)

Эмили Янг считается одним из самых выдающихся современных скульпторов Великобритании. Она родилась в Лондоне в 1951 г. в семье художников, писателей и политиков. Ее бабушка была ученицей знаменитого французского скульптора Огюста Родена. Художественное образование Эмили Янг получила в Англии; потом долго жила в Риме. Возможно, это повлияло на ее приверженность к такому классическому материалу, как камень.

«Камни звенят и поют, когда я прикасаюсь к ним правильным инструментом», — говорит Эмили Янг.

La Biennale di Venezia 2015
Emily Young "Chiamata e risposta" (Chiesa della Madonna dell'Orto)

Jaume Plensa «Together» — Basilica di San Giorgio Maggiore

La Biennale di Venezia 2015
Jaume Plensa, Together — San Giorgio Maggiore

Испанский художник Жауме Пленса (Jaume Plensa) представил свою последнюю работу в церкви Сан-Джорджо Маджоре. Переступая порог великолепной базилики, посетители сразу видят две скульптурные инсталляции — гигантские голову и руку в благословляющем жесте. Они являются частью композиции «Вместе» («Together»), которую Пленса подготовил для Венецианской биеннале 2015. Стальная рука сформирована из букв 8 различных языков, голова сделана из редкой металлической сетки. Композиция призвана объединить людей разных вероисповеданий и привлечь внимание к проблемам миграции и культурного обмена.

La Biennale di Venezia 2015
Jaume Plensa, Together — San Giorgio Maggiore

La Biennale di Venezia 2015
Jaume Plensa, Together — San Giorgio Maggiore

La Biennale di Venezia 2015
Jaume Plensa, Together — San Giorgio Maggiore

Жауме Пленса является одним из самых популярных в мире художников, создающих монументальные скульптурные композиции для городских парков, скверов и площадей.
За 30 лет он выставлялся во множестве известных галерей, его публичные работы были представлены в Америке, Японии, России, Франции (Place Masséna, Nice), Великобритании. Высота скульптур до 10 м, выполнены они из покрашенной в белый цвет нержавеющей стали.

Необычность работ Жауме Пленса заключается в том, что каждая деталь скульптуры — это буква алфавита. Но скульптуры не всегда сделаны из букв. Несмотря на общие мотивы (легкость, прозрачность и даже ажурность), у скульптур разные текстуры: тут есть и буквы, и равномерная сетка, и геометрические фигуры, и просто набор случайных элементов и форм.

источники текста:

http://www.artguide.com

http://archsovet.msk.ru

http://www.emilyyoung.com

http://jaumeplensa.com

194 – карма
Позиция в рейтинге – 553
Комментарии